Развитие металлургической отрасли в интересах ОПК

Современные условия характеризуются высокой динамичностью политических, экономически и социальных процессов. Несмотря на то, что Российская Федерация столкнулась с целым комплексом мер со стороны коллективного Запада, направленных на снижение степени ее влияния на мировой арене, руководство страны продолжает придерживаться взятого внешнеполитического курса, учитывая имеющейся потенциал, и задачи, поставленные перед государством на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Уже к началу ХХI века стало очевидно, что все антимилитаристические договоренности оказались очередным фарсом со стороны США и стран НАТО. Не нужно быть специалистом для того, чтобы понять простую истину – сильное государство невозможно без боеспособной армии, оснащенной современными образцами вооружения, военной и специальной техникой (ВВСТ). Поскольку основным источником ее поступления является оборонно-промышленный комплекс (ОПК), то было принято решение об увеличении государственного оборонного заказа (ГОЗ). Это должно было создать необходимые условия для решения проблемы модернизации армии, обозначенной руководством страны.

Однако оказалось, что отечественный ОПК, призванный быть драйвером развития экономики, системообразующим элементом российской промышленности, без которого многие научные, производственные, логистические и кооперационные между предприятиями практически невозможны к концу 90-х гг. ХХ века находится в глубоком кризисе. Основными причинами сложившегося положения были: снижение государственных заказов, провальные результаты проведенной конверсии, отток квалифицированных кадров, усиление степени зависимости от иностранных комплектующих, износ основных фондов, недостаточный уровень развития логистической инфраструктуры и др. И что самое интересное – одних только мер экономического характера для решения проблем ОПК было недостаточно. Путем резкого повышения ГОЗ в кратчайшие сроки нарастить выпуск продукции военного назначения, производство которой практически было прекращено в конце 80-х гг. XX века, невозможно.

Вместе с тем, поэтапное увеличение объемов ГОЗ, разумеется, позволило несколько оживить оборонную промышленность и прекратить стагнацию большинства предприятий. Однако, если говорить о системном эффекте, то его достичь не удалось. Прошло уже больше десяти лет, как был придан новый импульс развитию отечественного ОПК, а многие проблемы, не смотря на все усилия, принятые со стороны государства, остались не разрешенными.

В настоящее время одним из серьезных вопросов является сокращение выпуска нержавеющих сталей российскими металлургическими комбинатами, которые составляют одну пятую часть российской экономики. А они, как известно, очень востребованы предприятиями отечественного ОПК. Если так будет продолжаться, то уже в обозримой перспективе может возникнуть дефицит качественных сталей, что приведет к возникновению проблем при производстве продукции военного назначения, либо снижению ее потребительских характеристик. Думать о решении проблемы, когда она уже приняла необратимый характер, разумеется, тоже позволительно, но, если есть возможность купировать ее заблаговременно, то лучше это сделать.

Прежде чем приступить к идентификации мер превентивного воздействия на складывающееся положение в сфере производства качественных сталей для нужд предприятий ОПК, обратимся к специфики металлургической промышленности и постараемся понять, каково ее реальное состояние в современных условиях.

Лидером по производству черных металлов в России является Evraz Group, на долю которого приходится 16% от общего объема производства всех видов черных металлов, вторую позицию занимает Новолипецкий металлургический комбинат – 11%, далее Магнитогорский металлургический комбинат – 10%, Северсталь – 10%, Мечел – 7% и Металлинвест – 8%.

Функционирование предприятий отечественной металлургии, также как ОПК, подвержено негативному воздействию целого комплекса экзогенных и эндогенных факторов. Здесь мы видим не только проблемы, связанные с периодическим снижением спроса на производимую продукцию на мировом рынке (несмотря на то, что в марте 2019 г. мировые цены на большинство видов проката снова начали расти, особенно цены на полуфабрикаты. Так, средняя цена на слябы выросла на 11,3% до 542,5$ за тонну, стальная заготовка подорожала на 3,6%, горячекатаная рулонная сталь – на 4,85%, а холоднокатаный рулон – на 2,8%), зависимость от кризисных явлений в экономике, влиянием санкций, необходимостью соблюдения экологических норм и стандартов, но и прямую связь с отечественным топливно-энергетическим комплексом (ТЭК), машиностроением и оборонной промышленностью. Некоторые эксперты еще отмечают факт воздействие на металлургию строительной отрасли (в обозримой перспективе в связи с сокращением темпов роста строительства жилья здесь вряд ли можно ожидать повышения заказов), однако ТЭК, машиностроение, судостроение и авиастроение, в первую очередь функционирующее в интересах военной организации государства, играет для металлургической промышленности основополагающую роль.

При этом нельзя забывать о том, что отечественная металлургия работает на внутреннем и внешнем рынках в условиях высокой конкуренции со стороны Германии, США, Индии, Бразилии и Китая, который в последние 10 лет обеспечивает прирост мирового выпуска стали. Несмотря на то, что в условиях мирового кризиса на рынке этой области наблюдался обвал, нашим предприятиям удалось выжить и сохранить высокие показатели по переработке металлов.

Учитывая то обстоятельство, что производство современных образцов ВВСТ без высококачественных статей и сплавов невозможно, говорить о том, что проблемы отечественной металлургии могут отстаиваться без внимания государства, в частности в лице Минобороны России, и ОПК нельзя. Так о каких же проблемах идет речь?

Первая проблема – износ инфраструктуры, основных фондов и утрата отдельных технологий ввиду достаточно длительного периода отсутствия специальных заказов. Эта проблема характерна и для некоторых предприятий отечественного ОПК. Ее решение не может быть быстрым и направленным на достижение краткосрочных эффектов. Необходим системный подход. В противном случае возможно повторение данной ситуации с куда более серьезными последствиями.

Вторая проблема – несоответствие действующих регламентов приемки производимой продукции по качеству. Многие требования к металлопродукции необходимой для производства ВВСТ были утверждены в 60-80-е гг. ХХ века. Разумеется, они устарели, а металлурги готовы поставлять стали и сплавы с более высокими качественными характеристиками. Однако, если подходить формально, то это будет являться браком. Решение данной проблемы представляется в тесной интеграции отечественных металлургических предприятий
в научно-исследовательский и опытно-конструкторские работы, проводимые ведомственными научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро, с целью учесть качественные характеристики современных сталей и сплавов при разработке производстве ВВСТ нового поколения.

Третья проблема – небольшие партии заказов. Предприятия отечественного ОПК довольно часто заказывают незначительные объемы специальных сталей (иногда даже менее одной тонны). Разумеется, выполнение данного заказа является сложной и высоко затратной процедурой. Это приводит к удорожанию заказа и оказывает влияние на себестоимость готовой продукции. Выход из данной ситуации видится в повышении эффективности системы производственного планирования и пересмотре подходов к логистическому обеспечению заказов.

Четвертая проблема – необходимость ведения конкурентной борьбы. С одной стороны, если верить классике экономической мысли, в конкуренции нет ничего плохого. Она стимулирует производителя максимально эффективно использовать свой потенциал для завоевания и удержания определенной рыночной ниши. Однако, если речь идет о рынке металлургического сырья, то отечественные предприятия постоянно сталкиваются, как с недобросовестной конкуренцией со стороны иностранных производителей, так и со специфическими способами воздействия на нашу экономику в целом. Так, например, самый реализуемый вид продукции черной металлургии – стальные полуфабрикаты (основными рынками сбыта являются Ближний Восток, Европа, Юго-Восточная и Восточная Азии). Это означает, что, поставляя сырье в другие страны практически «за копейки», мы вынуждены покупать готовую продукцию по куда более высокой цене.

Пятая проблема – кадровая. Она так же, как и износ основных фондов, является общей для всей отечественной промышленности. Следовательно, и решать ее необходимо на государственном уровне. Простое повышение зарплат, увеличение степени доступности жилья, различные льготы и прочие меры не позволят обеспечить приток молодых кадров. Учитывая то обстоятельство, что металлургическое производство оказывает вредное воздействие на организм человека, необходимо внедрять современные технологии, которые бы позволили снизить загрязнение окружающей среды металлургическими предприятиями. Особое внимание следует уделять повышению престижности профессии, восстановлению действенной системы подготовки и распределения кадров.

Подводя итог, можно сделать несколько выводов:

наша страна находится в сложных условиях, которые оказывают влияние на выполнение внешнеполитических задач. Защита национальных интересов невозможна без эффективной военной организации государства и ОПК, одним из основных поставщиков которого является металлургическая отрасль;

в развитии металлургии заинтересован не только отечественный ОПК, но и многие другие сферы промышленного производства. Она является значимым элементом в производственной цепочке создания конкурентоспособных изделий, востребованных в России и за рубежом;

поддержка отечественной металлургии должна включать в себя реализацию комплекса мер с использованием системного подхода. Меры эпизодической поддержки могут стать не только бесполезными, но и оказать негативное воздействие на отечественную металлургию. Если будет спрос на продукцию отечественных металлургических комбинатов, обеспеченный государственными заказами, то, безусловно, будет и их развитие. Для дальнейшего экономического развития и роста надо поддерживать и увеличивать имеющийся потенциал российской металлургии.

Курбанов Артур Хусаинович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры материального обеспечения Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва. Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук за выдающиеся научные результаты в области науки и техники

 

Читайте также:

Добавить комментарий