Комплект средств эксплуатационного контроля (КСЭК) комплекса бортового оборудования КБО-17 вертолета Ми-171А2

Многоцелевой вертолёт Ми-171А2 — результат масштабной модернизации ставшей уже «легендарной» серии Ми-8/17, учитывающей многолетний опыт эксплуатации этих винтокрылых машин. Модернизация с использованием целого ряда инновационных технических решений была проведена холдингом АО «Вертолеты России» в лице головного разработчика вертолета АО «МВЗ им. Миля» и его изготовителя АО «У-УАЗ».

Модернизированный вертолет имеет улучшенные лётно-технические характеристики, а также интегрированный пилотажно-навигационный комплекс бортового оборудования КБО-17-1, созданный специалистами АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения».

Комплексный подход к проектированию КБО-17-1 изначально подразумевал контроль исправности на всех стадиях жизненного цикла изделий: глубокий встроенный контроль исправности комплекса при наземной подготовке и в полете вертолета, а также создание эксплуатационных средств для автономного контроля комплектующих изделий (КИ) комплекса в условиях вертолетостроительного завода либо эксплуатанта вертолета.

КСЭК КБО-17-1, разработанный в содружестве с ЗАО «БЕТА ИР» (г.Таганрог), впервые среди всех отечественных средств наземного контроля авиационной техники был полностью интегрирован в процесс создания, производства и обслуживания вертолета Ми-171А2. Он выполняет функции по поиску неисправностей всех КИ комплекса до конструктивно-сменного блока, осуществляет регистрацию и ведение базы данных проведенных операций, формирование и выдачу статистических данных по результатам контроля, а также по принятым решениям и мероприятиям.

Комплекс средств эксплуатационного контроля КБО-17-1 состоит из двух постов: пост №1 — система наземного автоматизированного контроля НАСК-2000-5-6 разработки АО «УКБП» и пост №2 — НАСКД-200 разработки ЗАО «БетаИр». Основой каждой системы является станция контроля авиационного оборудования (СКАО), представляющая собой комплект взаимосвязанных устройств: имитаторов авиационных сигналов и интерфейсов, измерительного оборудования, источников питания и калибратора давления для выдачи и измерения высотно-скоростных параметров приборов анероидно-мембранной группы. Управление системой НАСК-2000-5-6 осуществляется разработанным в АО «УКБП» программным диагностическим комплексом «Фрегат». Проведение диагностики изделий КБО-17-1 осуществляется с помощью специализированных средств поблочного автоматизированного контроля — адаптеров СПАК-А. Фактически, это «переходники» между проверяемыми изделиями и СКАО.

В ходе разработки был решен ряд задач: методика диагностики современных бортовых интерфейсов ARINC 818 (FibreChannel) и ARINC 664 (AFDX), процедура контроля в режиме реального времени пилотажного комплекса вертолета ПКВ-171А, проверка оптической круглосуточной обзорной системы КОС-17-1.

Номенклатура, диапазоны и метрологические характеристики стимулирующих и контролируемых сигналов имитируют реальную работу изделий на борту, обеспечивая глубину диагностики каждой составной части до 97%. Эксплуатационная документация выполнена в соответствии с требованиями авиационного справочника АС 1.1.S 1000 DR-2007 в виде интерактивных электронных руководств (IETR).

Аналогично принципам интегрированной логистической поддержки внедрены механизмы, реализующие связь «Пользователь-Разработчик» для оперативной помощи представителями АО «УКБП» организациям, эксплуатирующим КСЭК КБО-17-1.

Составные части комплекса средств эксплуатационного контроля КБО-17-1 (системы НАСК-2000-5-6 и НАСКД-200) прошли все виды испытаний, включены в Государственный реестр средств измерения и в дальнейшем могут быть использованы в качестве инструментов для обслуживания вертолетной техники гражданского и военного назначения. Каждый из постов имеет открытую архитектуру, схожую по принципами построения с интегрированной модульной авионикой. Эксплуатация КСЭК КБО-17-1 осуществляется по техническому состоянию до отказа, который, в свою очередь, устраняется путем замены неисправного модуля на новый без применения специализированных инструментов и необходимости последующей настройки и регулировки аппаратуры. Комплект КСЭК КБО-17-1 обладает всеми возможностями для расширения функционального назначения с целью увеличения номенклатуры диагностируемого БРЭО для любых летательных аппаратов, при этом его необходимо лишь доукомплектовать соответствующими СПАК-адаптерами и обновить функциональное ПО.

Комплект средств эксплуатационного контроля КБО-17-1 может быть использован в системе интегрированной логистической поддержки (ИЛП). Построение ИЛП с помощью КСЭК базируется на концепции CALS-технологий, основанной на интерактивной информационной поддержке процессов жизненного цикла изделий, обеспечиваемой единообразием способов управления взаимодействием всех участников этого цикла. Основной решаемой задачей ИЛП является упрощение диагностики оборудования, доступа к технической эксплуатационной документации и запасным частям в режиме реального времени.

Комплект средств эксплуатационного контроля КБО-17-1 является наиболее эффективным инструментом эксплуатации и обслуживания вертолетов, так как обладает рядом гарантированных преимуществ перед разрозненной КПА:

  1. Снижение в 5-7 раз времени подготовки и проверки демонтированного бортового оборудования летательного аппарата, сокращая таким образом время проведения регламентных и ремонтных работ;
  2. Сокращение технического персонала инженерно-авиационной службы до одного человека;
  3. Возможность создания централизованной базы данных проверяемого оборудования для анализа отказов и получения данных о надежности блоков и модулей;
  4. Сокращение затрат на поверку и калибровку КПА (система НАСК как средство измерений, обладает функцией автоматизированной поверки, проводимой собственными силами инженерного состава эксплуатирующей организации);
  5. Сокращение затрат на обслуживание за счет интерактивной поддержки работоспособности систем НАСК в удаленном режиме (обновление и отладка ПО, мобильная техническая поддержка);
  6. Электронное ведение эксплуатационной и ремонтной документации

В настоящее время КСЭК КБО-17-1 успешно развернут и эксплуатируется в цехе входного контроля в АО «У-УАЗ» (г.Улан-Удэ). Это позволило автоматизировать на заводе процесс контроля оборудования перед установкой на борт, сократить время подтверждения исправности комплектующих комплекса КБО-17-1 и, соответственно, окончательной сборки вертолета, а также минимизировать затраты на контрольно-проверочное оборудование. Количество задействованного при проведении работ персонала сократилось до одного человека.

Разработанный комплект КСЭК КБО-17-1 соответствует унифицированным авиационным техническим требованиям по ОСТ 1 00242-83 и может быть широко использован для диагностики любой авионики, применяемой на российских и иностранных вертолетах.

Кузнецов О.И., Виноградов А.Б., Комиссаров А.В.

 

АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения»

432071, г. Ульяновск, ул. Крымова, 10а

Тел. (8422) 43-43-76, факс (8422) 41-33-84

www.ukbp.ru, e-mail: inbox@ukbp.ru

Читайте также:

Добавить комментарий