Развитие сил и средств спасания экипажей аварийных подводных лодок

Многолетний опыт ликвидации аварий подводных лодок (ПЛ) свидетельствует о том, что задача спасания экипажей аварийных ПЛ (АПЛ), является наиболее сложной из-за специфических условий использования и конструктивных особенностей ПЛ, что требует системного подхода к её решению из-за необходимости выполнения комплекса конструктивных, организационно-технических и квалификационных мероприятий как при создании и эксплуатации как ПЛ , так и сил и средств поисково-спасательного обеспечения (ПСО). Это две неразделимые стороны одного процесса обеспечения спасания экипажей АПЛ.

Спасательная операция состоит из ряда взаимосвязанных этапов, начиная от оповещения об аварии, осуществления поиска АПЛ, установления связи с экипажем, поддержания его жизнедеятельности, обеспечение его выхода силами ПСО и т.д., и закачивая оказанием медицинской помощи на борту спасательного судна (СС). От степени обеспечения этими мероприятиями каждого из этапов спасательной операции зависит вероятность спасения экипажа АПЛ.

Задача усложняется ещё и тем, что каждая из аварий ПЛ имеет свои особенности, обладает многовариантностью сценариев развития и высокой степенью неопределенности прогнозирования последствий в зависимости от целого ряда внутренних и внешних факторов.

Гибель атомной ПЛ «Комсомолец» 07.04.1989г. и катастрофа атомного подводного ракетного крейсера (АПРК) «Курск» в 12.08.2000 г. выявила ряд проблем системы поисково-спасательного обеспечения ПСО ВМФ России, в том числе :

— несовершенство структуры и организации системы поиска и спасания;

— несоответствие современным требованиям ряда руководящих документов системы ПСО;

— недостаток спасательных судов и современной поисково-спасательной и водолазной техники;

— недостаточный уровень спасательной подготовки;

— несовершенство комплекса спасательных средств (КСС) ПЛ ;

— отсутствие должной системы взаимодействия при подобных авариях с аварийно-спасательными службами других стран и другие.

Развитие сил и средств спасания экипажей АПЛ осуществляется с учётом опыта аварий ПЛ по двум ключевым направлениям:

— совершенствование КСС ПЛ, обеспечивающего самостоятельный выход подводников на поверхность различными способами в спасательном снаряжении или в всплывающей спасательной камере до прибытия сил ПСО при невозможности их пребывания в отсеках АПЛ;

— создание сил и средств ПСО, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности подводников в отсеках АПЛ и их вывод (эвакуацию) на спасательное судно.

Особенностями реализации первого направления являются:

— создание отсеков-убежищ в каждой из зон спасения ПЛ с возможностью самостоятельного выхода подводников из отсека-убежища (в том числе и из аварийной зоны) в спасательном снаряжении с глубин, включая максимальную глубину использования спасательного снаряжения при затоплении смежного отсека;

— необходимость сохранения апробированных многолетней эксплуатацией способов и способов спасания экипажей АПЛ и поиска путей их реализации в условиях отечественного подводного кораблестроения на современной технологической базе с использованием передовых достижений науки и техники;

— зависимость состава и характеристик КСС ПЛ от уровня обеспечения живучести ПЛ. Чем выше уровень обеспечения живучести ПЛ, тем меньше требуется конструктивных и организационно-технических мероприятий для обеспечения спасания экипажей АПЛ.

Самостоятельный выход подводников из АПЛ, лежащей на грунте, при определённых условиях развития аварии является единственным способом спасания. Обстановка в отсеках аварийной ПЛ может не позволять экипажу ждать помощи от сил ПСО. В таких случаях необходимо принимать решения на самостоятельный выход из аварийной ПЛ. Для этого на ПЛ и предусматривается КСС как для индивидуального (в спасательном снаряжении), так и коллективного (в всплывающей спасательной камере) выхода на поверхность. В настоящее время бюро-проектантами ПЛ проводится ряд проработок и исследований, направленных на решение вопросов более эффективного использования камер спасательных всплывающих, автоматизации процесса шлюзования и сокращение времени цикла шлюзования подводников в спасательных люках (СЛ) ПЛ.

Поэтому приоритет в обеспечении спасания экипажей АПЛ должен быть отдан созданию эффективного КСС ПЛ, а также повышению уровня подготовки экипажей к использованию средств спасения

Существенным шагом вперёд в вопросе развития сил и средств спасания экипажей аварийных ПЛ является «Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ на период до 2025 года» (далее Концепция), одобренная Морской коллегией при Правительстве РФ 26.9.2013 г. и утверждённая Министром обороны РФ 14 февраля 2014г.

Следует отметить, что Концепция определяет основные принципы системы ПСО ВМФ, которые относятся в полной мере и к системе спасания экипажей АПЛ и определяет основные мероприятия по её развитию.

Концепция предписывает поэтапное выполнение следующих мероприятий:

На первом этапе (2013-2015 гг.):

— модернизация существующих спасательных судов, с целью продления их сроков службы и оснащению их современными средствами проведения подводных работ и оказания помощи аварийным объектам в море с минимальным ущербом для окружающей среды;

— глубокой модернизации существующих спасательных подводных аппаратов;

— начале строительства серии спасательных судов подводных лодок проекта 21300 с подводным аппаратом нового поколения проекта 18271;

На втором этапе (2016-2020 гг.):

-завершении строительства серии спасательных судов подводных лодок проекта 21300 с подводным аппаратом нового поколения проекта 18271;

-создании многофункциональных спасательных судов (дальней морской и океанской зоны; ближней морской зоны; пунктов базирования);

-создании основных типов судового специализированного модульного оборудования, обеспечивающего комплексное решение задач многофункциональными спасательными судами;

На третьем этапе (2021-2025 гг.):

-создании аэромобильной системы спасания подводников, в том числе для использования данной системы с неспециализированных судов- носителей или дооборудованных боевых подводных лодок;

Кроме того, Концепция предусматривает:

— разработку средств спасания в Арктике, в том числе подо льдом с учётом использования подводных лодок;

— разработку конструкции унифицированного спасательного люка подводной лодки с системой шлюзования и установить их на действующие подводные лодки в ходе их модернизации.

За прошедшие годы руководством ВМФ, специалистами флотов, институтов и промышленности предпринят комплекс мероприятий по совершенствованию сил и средств, предназначенных для спасания экипажей АПЛ в том числе:

— переработан и утверждён ряд руководящих документов, регламентирующих вопросы спасания экипажей аварийных ПЛ;

— проведены учения по совершенствованию организации спасания аварийной ПЛ;

— построено и передано флоту спасательное судно проекта 21300 «Игорь Белоусов» с новым спасательным глубоководным аппаратом (СГА) пр.18271 и импортным глубоководным водолазным комплексом ГВК-450);

-осуществлена глубокая модернизация существующих СГА;

— принято на снабжение спасательное снаряжения подводника ССП-М.

— конструкторские бюро – проектанты ПЛ выполнили проработки и внедрили на некоторых ПЛ более совершенные системы шлюзования подводников;

— создан мобильный комплект глубоководных пеналов КГП-300 для поддержания жизнедеятельности подводников, разработан типоряд водолазных комплексов различного назначения и выполнен ряд других работ.

Рассматривая направления совершенствования КСС ПЛ, важно отметить необходимость системного подхода к модернизации СЛ, системы шлюзования подводника и ССП-М. К сожалению, не все КСС ПЛ в должной степени соответствует этому критерию. Не решен пока вопрос всплытия спасательных плотов с АПЛ, лежащей на грунте, как это предусмотрено на зарубежных ПЛ. Это позволило бы существенно повысить вероятность выживания подводников, вышедших на поверхность из АПЛ. Следует отметить, что в Концепции вопросы совершенствования комплекса спасательных средств ПЛ предусматривают только разработку конструкции унифицированного спасательного люка подводной лодки с системой шлюзования.

Известно, что после аварии с АПК «Курск» ВМФ была осуществлена закупка иностранных дистанционно управляемых обследовательских и рабочих аппаратов, глубоководных нормобарических скафандров, которые не требуют размещения на судне больших запасов газов и оборудования для обеспечения работ водолазов.

Многие технологические операции, выполняемые ранее водолазами, стали выполняться телеуправляемыми необитаемыми подводными аппаратами (ТНПА),нормобарическими скафандрами и автономными рабочими снарядами, а именно:

– проведение обследования аварийной ПЛ;

– доставка пеналов на ПЛ со средствами поддержания жизнедеятельности;

– присоединение шлангов системы вентиляции отсеков аварийной ПЛ и другие работы и др.

Министерство обороны России проведен в 2018г. тендер на поставку до 10 ноября 2020 года 45 отечественных ТНПА «Марлин-350», которые предназначены в том числе и для поиска и обследования аварийных ПЛ на глубинах до 350 метров.

Ведётся разработка модульной системы спасания экипажей АПЛ, лежащих на грунте для установки на СС-носителях СГА. Модульная система спасания экипажей АПЛ, лежащих на грунте предполагает наличие в её составе прежде всего барокамер нового поколения для размещения в них спасённых СГА подводников, стыковочный модуль с СГА, модуля для поддержания жизнедеятельности подводников в отсеках АПЛ, а также возможность использования имеющихся на СС обитаемых подводных аппаратов типа АРС-600 и ТНПА.

Необходимость такой модернизации СС-носителей СГА была предусмотрена ещё до аварии подводной лодки «Курск» в утверждённой «Комплексной программе восстановления и поддержания готовности сил и средств, ПСО ВМФ на 2000-2003 годы». В программе была предусмотрена модернизация СС в части дооборудования спуско-подъемного устройства для обеспечения подъема СГА с людьми, установка стыковочного узла с барокамерами для вывода подводников из отсеков с повышенным давлением и модернизация СГА для обеспечения проведения декомпрессии в спасательном отсеке аппарата. Это был более гарантированный и гораздо менее затратный вариант совершенствования системы спасания ПЛ.

Однако после аварии АПК «Курск» работы по этой программы не были начаты и основным путём развития системы спасания ПЛ стал путь с созданием серии СС пр.21300 и закупкой импортной техники — более затратный и, как оказалось, долговременный.

Конечно, прошедшие годы внесли ограничения на эксплуатацию некоторых СС по району плавания и техническому состоянию, но задачу спасания экипажа АПЛ в целом суда могут решать. Актуальность их дооборудования в части обеспечения стыковки СГА с размещаемыми мобильными барокомплексами сохраняется.

Постройка серии спасательных судов пр.21300 долгое время ограничивалась как технологическими, так и финансовыми затруднениями, а также длительными испытаниями глубоководного водолазного комплекса ГВК-450 головного судна проекта 21300. При формировании требований к серийным СС пр. 21300 необходимо учитывать, что необходимость создания ГВК-450 на головном СС пр.21300 была обусловлена практической потребностью его использования при освоении континентального шельфа и освоения Мирового океана, реализации имеемого научно-технического задела в области отечественных глубоководных водолазных технологий, так как в начале 2000-х годов суда с ГВК были только в ВМФ. Вместе с тем, следует понимать, что технология водолазных погружений методом длительного пребывания (ДП), установление рекордных глубоководных погружений водолазов – это не технологии вчерашнего дня. Приоритетным направлением должна быть разработка технологий спасания экипажей АПЛ с более широким применением отечественных робототехнических комплексов. В некоторых СМИ иногда приводятся мнения о том, что без ГВК-450 подводников не спасти. Это не совсем так. Не все знают, что 200 м – это максимальная глубина на которой нужны водолазы для спасения подводников «мокрым» способом (выход подводников в снаряжении в воду и их перевод в водолазный колокол группой не более 3-х человек). Для этого нужно предварительно установить связь с подводниками, передать в отсеки АПЛ дополнительное оборудование и выполнить целый ряд мероприятий. Эффективность спасения подводников с использованием водолазного колокола, существенно меньше эффективности спасения с использованием СГА, в котором могут быть размещены 18-20 подводников минуя водную среду и без спасательного снаряжения. Главным средством спасения подводников на судне пр. 21300 является не ГВК-450, как это иногда утверждается, а СГА и барокамеры для размещения и декомпрессии подводников, доставленных СГА. Одной из причин сдерживания строительства серийных судов проекта 21300 является отсутствие уверенности в создании отечественного ГВК-450. Учитывая имеемые сегодня возможности отечественной промышленности, сложности создания отечественного ГВК-300 на СС пр. 543 в конце 80-х годов прошлого века, необходимость выполнения спасательной операции в течении 3-4 суток, а также наличие на флотах ТНПА и РТПА создание ГВК-450 на серийном СС пр.21300 нецелесообразно. Известно, что практической потребности выполнять водолазные работы в ВМФ в 1970-2000гг. на глубинах более 200 м не было даже при наличии спасательных ПЛ пр.940 с ГВК-300 и отсутствии в то время на флотах ТНПА. Наиболее рационально и реально создание отечественного ГВК-200 с комплексом декомпрессионных барокамер для кратковременных погружений (КП). Возможно создание как судового ГВК-200, так и модульного ГВК-200 для КП водолазов. Размещение модульного ГВК-200 КП на построенных в ВМФ современных судах обеспечения позволит решить вопрос с проведением глубоководных водолазных работ на флотах.

Опыт проведения большинства аварийно-спасательных работ свидетельствует о том, что к выполнению поисковых и аварийно-спасательных работ привлекаются все спасательные суда независимо от ведомственной и принадлежности, включая зарубежные cуда. С начала 2000 годов значительно усилилась современными многофункциональными спасательными судами ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», а коммерческие компании имеют судно с мобильным ГВК-300, возможности которых можно и необходимо учитывать ВМФ при спасании экипажей АПЛ, лежащих на грунте.

При рассмотрении Концепции закономерно возникает вопрос сбалансированности системы спасания экипажей АПЛ в целом и целесообразности одновременного наличия планируемого Концепцией количества спасательных судов пр.21300, дооборудованных существующих СС-носителей СГА, использования ПЛ для спасания подо льдом в Арктике и создания на третьем этапе реализации Концепции до 2025г. аэромобильной системы спасания подводников, в том числе для использования её с неспециализированных судов- носителей или дооборудованных боевых подводных лодок. В случае проведения военно-экономической оценки создаваемой системы спасания экипажей АПЛ  нельзя исключать вывода о необходимости ускорения создания аэромобильной системы спасания подводников, которая при наличии достаточно большого количества современных спасательных и многофункциональных судов в Минтрансе и в других ведомствах, с учётом проведения модернизации существующих спасательных судов-носителей СГА, и в случае создания отечественного модульного ГВК-200 КП позволила бы обеспечить требуемую эффективность спасания аварийных ПЛ с гораздо меньшим количеством судов пр.21300.

Выводы

1.Оценка «Концепции развития системы ПСО ВМФ до 2025 г.» в части мероприятий по развитию системы спасания экипажей АПЛ показывает необходимость её актуализации для реализации в более полной мере принятых принципов ПСО ВМФ в части:

— модернизации существующих спасательных судов;

— уточнения требований к серийному спасательному судну проекта 21300;

— уточнения требований к глубоководному водолазному комплексу спасательного судна проекта 21300;

— актуализации требований к комплексу спасательных средств ПЛ;

— учёта возросших возможностей спасательных судов других ведомств и организаций.

  1. Целесообразно учесть необходимость дооборудования существующих спасательных судов ВМФ и возможность дооборудования современных спасательных судов других ведомств созданными мобильными системами оказания помощи АПЛ, ускорения создания аэромобильной системы спасания экипажей АПЛ, расширения области применения робототехнических комплексов при спасании экипажа АПЛ и более полного перечня мероприятий по совершенствованию комплекса спасательных средств ПЛ.
  2. В условиях отсутствия модернизированных СС– носителей СГА пр.1855 и 18270 и серии СС пр. 21300 возрастает актуальность внедрения на ПЛ более совершенного комплекса спасательных средств для самостоятельного выхода подводников.

В.Н.Илюхин, д.т.н., профессор, председатель некоммерческой организации «Ассоциация  развития поисково-спасательной техники и технологий»

 

Читайте также:

Добавить комментарий