Александр Козлов: «Надо зафиксировать приоритеты и идти вперед»

Стратегии развития Дальнего Востока и Арктической зоны России государство сейчас уделяет особое внимание. В частности, это видно по Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Так, в его состав включен самостоятельный федеральный проект «Северный морской путь». На эти территории в основном ориентирована и еще одна часть комплексного плана — «Развитие региональных аэропортов и маршрутов», и не только. Напомним также, что с 2012 года дальневосточным макрорегионом занимается специально созданное Минвостокразвития. А недавно, 26 февраля, Президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому это ведомство теперь будет курировать и Арктическую зону. О новых планах и перспективах по нашей просьбе рассказывает министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов.

— Александр Александрович, с чего планируется начать работу?

— Работа предстоит большая, я даже бы сказал — колоссальная. Регион, разумеется, непростой. Расстояния между населенными пунктами огромные, транспортной инфраструктуры не просто не хватает, ее нет во многих местах. Климат суровый — а значит, проекты здесь реализовывать намного сложнее, чем в других регионах России.

Будем начинать с подъема экономики, чтобы создать базу для воплощения социальных проектов. Иначе никаких средств на развитие региона не хватит: столько здесь всего для людей необходимо сделать. Сейчас стоит задача создать экономическую модель именно для Арктики, включающую в себя свою собственную систему преференций. Она не может быть калькой с дальневосточной модели, это регион с другими условиями.

Будем поддерживать инвестиционные проекты, в первую очередь, связанные с развитием Северного морского пути — одной из главных транспортных артерий Арктики. Большой пласт работ предстоит в сфере обеспечения безопасности мореплавания. Речь идет и о ледовом сопровождение судов, и о связи, и об увеличении мощности арктических портов. Это, в частности, одна из ключевых тем программы V Международного арк­тического форума (Санкт-Петербург, 9-10 апреля).

Безусловно, почти одновременно мы начнем заниматься вопросами повышения качества жизни населения. Сначала дадим старт экономическим проектам, как и на Дальнем Востоке, а следом начнем строить и социальную инфраструктуру. Опыт у нас такой уже есть.

— Теперь, пожалуйста, подробнее об опыте. Минвостокразвития ведь и раньше частично занималось Арктикой, ведь север ДФО находится в ее зоне. Так, министерство изначально было причастно к развитию Северного морского пути. Какие проекты уже проработаны и могут способствовать увеличению грузопотока в этом направлении?

— Целевой показатель для Северного морского пути (СМП) к 2024 году — увеличение грузопотока до 80 млн тонн в год. Это закреплено в комплексном плане магистральной инфраструктуры, разработанном по поручению президента. По итогам 2018 года грузопоток СМП вырос на 84% и составил 19,7 млн тонн. Серьезный прорыв, и все же предстоит увеличить объем перевозимых грузов за 5 лет в 4 раза.

Важнейший проект как в целом для социально-экономического развития Чукотки, так для обеспечения загрузки Северного морского пути — освоение крупнейшего в мире медно-порфирового месторождения Баимской рудной зоны. Ресурсный потенциал ее составляет 23 млн тонн меди и 2 тыс. тонн золота.

Сегодня у нас есть три крупных инвестора, которые будут разрабатывать ее месторождения «Клен», «Кекура» и «Песчанка». Это ГДК «Баимская», ООО «Клен» и ЗАО «Базовые металлы». Общий объем инвестиций составляет порядка 300 млрд рублей, создается 4,8 тыс. рабочих мест. Совокупные поступления в бюджеты всех уровней до 2027 года превысят 23 млрд рублей. Только ГДК «Баимская» дает расчетный грузопоток в 2024 году 500 тыс. тонн, а в 2026-м — 1,5 млн.

Другой ключевой проект на Дальнем Востоке — создание морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в бухте Бечевинская Камчатского края. Инвестор — компания «Новатэк». Она вложит в проект почти 70 млрд рублей, будет создано 180 рабочих мест, расчетный объём перевалки составит 21,7 млн тонн.

— Есть ли господдержка для этих проектов?

— Специально для проектов Баимской рудной зоны в начале года расширена территория опережающего развития (ТОР) «Беринговский», теперь она переименована в «Чукотку». То есть инвесторы могут пользоваться преференциями ТОР: нулевой ставкой налога на прибыль и имущество в первые 5 лет, платить 7,6% страховых взносов во внебюджетные фонды вместо 30%. И, что важно, эти условия для инвестора по закону неизменны в течение 10 лет.

По поручению Правительства РФ сейчас разрабатывается проект комплексного плана освоения Баимской рудной зоны. Его основа — предложения Чукотского автономного округа и инвесторов. Здесь мы плотно работаем с губернатором региона Романом Копиным. Проект включает в себя мероприятия по созданию энергетической инфраструктуры, этапы реализации проектов резидентов, а также процедуры, связанные с предоставлением статуса резидента ТОР.

Что касается терминала СПГ «Новатэка» на Камчатке, то вместе с инвестором мы подготовили комплексный план реализации проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае», внесли его в Правительство РФ. Во втором квартале текущего года планируется предоставить «Новатэку» статус резидента.

— Кроме Камчатки, стоит вопрос о расширении мощностей портовых мощностей Певека, Сабетты и Мурманска. Как будет решаться этот вопрос?

— Это ключевые порты Северного морского пути. Порт Певек обладает довольно глубоководными причалами по меркам Восточной Арктики и является одним из наиболее механизированных. Тем не менее, он построен в начале 1950-х годов, в постсоветское время не реконструировался, инфраструктура порядком изношена.

Сейчас идет реконструкция двух причалов. Источник финансирования — федеральный бюджет. После завершения работ в конце 2019 года их глубины будут достигать 11 м. Порт сможет принимать среднетоннажные суда водоизмещением 30-35 тыс. тонн. Развитие гавани тесно связано с освоением месторождений Баимской рудной зоны, о которой мы говорили.

Увеличение мощностей порта Сабетта в Ямало-Ненецком автономном округе прописано в федеральном проекте «Северный морской путь», являющегося частью комплексного плана развития магистральной инфраструктуры до 2024 года. Связано это с задачей нарастить объемы экспорта газа в страны АТР. Здесь компания «Новатэк» построит терминал сжиженного природного газа (СПГ) и газового конденсата «Утренний». Общий объем инвестиций — более 144 млрд рублей, из них порядка 70% приходится на федеральный бюджет. Инвестор в том числе будет возводить объекты федеральной собственности: подводные гидротехнические и ледозащитные сооружения, объекты безопасности мореплавания. Новый терминал к 2024 году будет выдавать Северному морскому пути около 21,6 млн тонн грузов.

Недалеко от Мурманска, в бухте Ура, «Новатэк» построит еще один морской перегрузочный комплекс СПГ. Общий объем инвестиций —70 млрд рублей, из них федеральный бюджет предоставит только 0,9 млрд. В число сооружений также войдут объекты федеральной собственности.

Что касается непосредственно порта Мурманска, то его развитие стоит отдельным пунктом комплексного плана по магистральной инфраструктуре. После модернизации его мощность увеличится на 18 млн тонн.

— Мы говорим о развитии Арктики, но тем не менее Чукотка остается единственным в стране регионом, услуги связи в котором предоставляются через спутник. Как скоро изменится ситуация?

— Это действительно так, и мы сегодня плотно работаем над решением этой проблемы с министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константином Носковым. Он полностью погружен в проблему. В результате — обеспечение современной доступной связью жителей Чукотки определено одним из приоритетов в федеральном проекте «Информационная инфраструктура» (также часть комплексного плана развития магистральной инфраструктуры). Объем финансирования — почти 7 млрд рублей.

 

— На Чукотке есть вопросы, связанные с энергоснабжением региона. Как планируется их решать?

— Чукотский автономный округ — один из самых энергоизолированных регионов страны. Там три энергоузла, никак не связанные с друг другом: чаун-билибинский, анадырский и эгвекинотский. При этом Билибинская АЭС выведена из строя, так что требуется реконструкция чаун-билибинского узла.

Вместо старой уже построена плавучая атомная электростанция. Сейчас она проходит промышленные испытания в Мурманске, затем будет транспортирована на Чукотку. Ввод в эксплуатацию запланирован на декабрь 2019 года.

Кроме того, в этом году начнется строительство энергомоста между Магаданской областью и Чукоткой. Реализация проекта тесно связана с тем, о чем мы с вами уже говорили, — с обеспечением жителей региона услугами связи и высокоскоростным Интернетом.

— Актуальный вопрос — состояние аэродромной сети на северных территориях. Есть ли подвижки в его решении?

— Хочу подчеркнуть, что обеспечение транспортной доступности Дальнего Востока — первый вопрос, который я начал решать сразу же после назначения на должность министра. У нас расстояния огромные, а дорог, особенно на севере, мало. Воздушный транспорт — порой единственное средство передвижения.

Вместе с министром транспорта РФ Евгением Дитрихом и представителями руководства всех дальневосточных регионов мы составили список проблем в транспортной сфере. Получился объемный том. Понятно, что сразу все нужное построить или отремонтировать не получится. Определили приоритеты. В результате 40 дальневосточных аэропортов внесены в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, о котором мы сегодня говорим. Из них 7 — на Чукотке. Такой подход можно применить и к другим арктическим территориям. Надо зафиксировать приоритеты и идти вперед. А работы в российской Арктике сегодня хватает.

Читайте также:

Добавить комментарий