Современное картографическое и геодезическое обеспечение

Широкое распространение бытовых навигаторов ГЛОНАСС/GPS вскрыло довольно серьезную проблему: оказалось, что многие используемые в них топографические карты местности, несмотря на спутниковую привязку, давно устарели. Выяснилось, что долгое время составлявшие новые карты организации просто переписывали старые данные в новые карты. И это – далеко не единственные вопросы, которые накопились в геодезии и картографии.

Дорога через болото

Когда речь идет об изображенных на карте, но исчезнувших еще в 30-40 годы ХХ века таинственных сараях, можно еще просто посмеяться этому курьезу. Когда вместо полей и лугов поднялся молодой (а кое-где уже и не очень молодой) лесок – разве что погрустить о разваленном сельском хозяйстве. Но зачастую навигатор прокладывает автомобильный маршрут там, где дороги давно нет, и даже пешком пройти сможет только хорошо обученный профессионал-спецназовец.

Конечно, можно отшутиться, что это только гражданские «паркетники» вязнут, а танки, дескать, грязи не боятся. Однако даже если оставить в стороне штатскую технику, придется вспомнить: и спасатели, и пожарные, и даже войска далеко не всегда передвигаются на вездеходах или вертолетах.

То есть, случись что, оперативным службам неплохо бы иметь на руках карты (неважно – электронные или бумажные), более-менее соответствующие реальности. В качестве наиболее известного примера можно упомянуть аварию «Невского экспресса» 2009 г., когда медики и спасатели теряли драгоценное время в попытках добраться до застрявшего среди бездорожья аварийного поезда – просто потому, что непроезжие дороги были отмечены как проезжие.

Будет сделано и делается уже

Государственный земельный надзор и федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии осуществляет, как известно, Росреестр. Нельзя сказать, что служба бездействует – достаточно зайти на ее официальный сайт, чтобы ознакомиться с многочисленными выставленными штрафами за нарушение действующего законодательства, в том числе – несвоевременное обновление соответствующей информации.

Кроме того, постоянно обновляются старые данные. Так, в конце 2017 г. Росреестр завершил работы по модернизации главной высотной основы по линии нивелирования I класса Ухта – Троицко-Печорск – Усть-Улс (Республика Коми), измеренной еще в 60-х и 70-х годах ХХ века. Были обновлены высоты предыдущих измерений по трассе нивелирования II класса и сформированы новые полигоны I класса главной высотной основы (ГВО) России.

Работы проводились с 2013 г. За это время выполнено обследование и восстановление нивелирных знаков, заложено более 60 новых реперов, 185 нивелирных пунктов (сохранившихся и вновь заложенных) получили отметки высот на современную эпоху измерений, спутниковыми методами определены координаты 210 нивелирных знаков (в том числе нивелирных реперов узловых пунктов ГВО России). Общая протяженность нивелирования I класса – 828,5 км. По результатам работ составлен и помещен в Федеральный фонд пространственных данных каталог пунктов нивелирования.

От границы до границы

Постоянно обновляются данные о государственной границе. Так, в 2017 г. была демаркирована граница между РФ и Литвой (по данным Росреестра, граница имеет общую протяженность 297 км, на ней установлено 559 пограничных знаков). В том же году завершено топографо-геодезическое и картографическое обеспечение проверки прохождения линии государственной границы между РФ и КНР протяженностью более 4300 км.

Разумеется, проходят проверки и внутренних территорий. Так, в 2017 г. только Управлением Росреестра по Нижегородской области выполнено 13 проверок (из них 7 плановых выездных и 6 внеплановых). Кроме того, для профилактики нарушений в сфере геодезии и картографии проведен мониторинг 578 межевых и технических планов, а в отношении 10 объектов с признаками некорректного определения координат и границ выполнены полевые контрольные измерения.

К слову, за уничтожение или повреждение геодезических пунктов предусмотрена административная ответственность в виде штрафов. Для физических лиц – от 5 до 10 тыс. руб­лей, для должностных лиц – от 10 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 50 до 200 тыс. рублей. Кроме того, владелец или арендатор земли обязан в любой момент беспрепятственно допустить геодезистов к соответствующим геодезическим и нивелирным пунктам, расположенным на подконтрольной ему территории.

Беспилотники и космические технологии

Как уже упоминалось выше, сегодня в геодезии и картографии широко применяются спутниковые (космические) технологии. А аэрофотосъемка осуществляется зачастую с беспилотников, более дешевых в производстве и эксплуатации в сравнении с пилотируемыми самолетами и вертолетами. Все это позволяет не просто снизить себестоимость работ, но и произвести большее число необходимых измерений за меньший временной отрезок.

Не стоит забывать, что высоты изменяются не только в результате деятельности человека (например, можно срыть или насыпать холм, повысить берег реки или оврага в ходе работ по укреплению берега). Современные космические технологии позволяют получить точную информацию об изменении системы высот, уточнить фигуру земли (квазигеода), получить данные о деформации земной поверхности. А это необходимо, в том числе, для мониторинга сейсмической активности и сейсморайонирования.

Так, в 2018 г. Росреестр планирует продолжить работы по модернизации ГВО в Свердловской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Республике Коми по линии нивелирования I класса Верхняя Инта – Сосьвинская культбаза – Ивдель, а также на острове Сахалин по линии нивелирования I класса Ныш – Тымовское – Смирных – Поронайск – Южно-Сахалинск.

Владимир Смирнов

Читайте также: