Организация проверки работоспособности и технического обслуживания установок и систем пожарной автоматики

Защита людей и имущества от опасных факторов пожара и ограничение его последствий – основная цель создания системы противопожарной защиты. Она обеспечивается снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и непосредственно тушением пожара.

Вероятность эффективной работы

На объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и гибели людей, требуется устанавливать системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В соответствии с нормативными документами, Dij – вероятность эффективной работы технических средств пожарной автоматики по обеспечению безопасности людей в i-том помещении при реализации j-го сценария определяется приведенным ниже выражением: Dij= 1 — Пк=1 (1 – Dijk), где:Dijk –
вероятность эффективного срабатывания k-го технического средства при j-том сценарии пожара; k – число технических средств противопожарной защиты.

Вероятность эффективной работы технических средств пожарной автоматики, в свою очередь, зависит от параметров надежности, живучести и устойчивости технической системы. Кроме того, эффективность будет во многом зависеть от:

  • устойчивости системы к ложным срабатываниям;
  • действий оператора;
  • электромагнитных помех;
  • качества программного продукта;
  • возможных изменений пожарной нагрузки в ходе эксплуатации зданий и помещений;
  • просчетов в организации текущей эксплуатации и технического обслуживания систем;
  • ошибок при проектировании систем и др.

По статистическим данным и экспертным оценкам можно констатировать, что примерно в 20 % случаев ложные вызовы от систем пожарной сигнализации поступают по причине неудовлетворительной организации проверки работоспособности и технического обслуживания систем пожарной сигнализации.

Порядок и периодичность

В соответствии с последней редакцией Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», п. 61: «Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и(или) международными стандартами», п. 63: «Руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей и сроками выполнения ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений».

Таким образом, Правительство РФ установило, что проверка работоспособности и техническое обслуживание являются разными видами работ, определение им дает ГОСТ Р 57369‑2016, «Производственные услуги. Термины и определения».

Порядок проведения и периодичность проверки работоспособности систем противопожарной защиты определяется ГОСТ Р 57974‑2017, «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования», и установлен не реже одного раза в квартал.

Проверка работоспособности

Кто и какие виды работ может проводить? Организации, имеющие лицензию МЧС РФ на проведение деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, не могут проводить работы по проверке работоспособности этих средств. Данный тип работ может проводиться специалистами (экспертами-аудиторами), состоящими в штате организации, или на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной системой добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

В настоящее время требования к вопросам проверки работоспособности и техническому обслуживанию установок и систем пожарной автоматики определяются различными нормативными документами. Собственники помещений зачастую не знают этих требований и заключают договоры только на техническое обслуживание.

Подрядные организации, которые выполняют виды услуг, указанных выше, должны получать две лицензии, т. к. это разные виды услуг, что создает для них дополнительные организационные, кадровые и финансовые проблемы.

У органов МЧС отсутствует возможность оценить качество проверки работоспособности и технического обслуживания установок и систем пожарной автоматики на объектах, за исключением формальной проверки наличия договоров между собственниками и подрядчиками, а также наличия согласованных графиков технического обслуживания и проверки работоспособности.

У органов МЧС отсутствует возможность получать статистическую информацию, связывающую качество технического обслуживания и вероятность эффективного обнаружения пожара и пожаротушения установками и системами пожарной автоматики.

По мнению авторов статьи, в той ситуации, когда органы МЧС не могут активно влиять на качество проверки работоспособности и технического обслуживания установок и систем пожарной автоматики, решить этот вопрос можно передачей функций контроля страховым компаниям, как это сделано в ряде зарубежных стран. К примеру, выплата страховки от пожара потерпевшим собственникам зависит от наличия и эффективной работы систем пожарной автоматики. И именно страховые компании контролируют, чтобы эти системы обладали необходимыми функциями надежности, живучести, ремонтопригодности, а также свойствами гарантированного обнаружения и тушения пожара.

Василий Кутузов, к. т. н., доцент, профессор кафедры пожарной безопасности зданий и автоматических систем пожаротушения Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России

Константин Талировский, старший преподаватель кафедры пожарной безопасности зданий и автоматических систем пожаротушения Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России

Читайте также: