Неподражаемые. Российские вертолеты вчера, сегодня, завтра

На мировом рынке вертолеты российского (а ранее – советского) производства традиционно занимают нишу тяжелых и средних машин. При этом в последнее время сделано немало для выхода на мировые рынки легких и сверхлегких российских вертолетов. А это значит, что отечественная промышленность в состоянии обеспечить внутренний спрос – по крайней мере, с точки зрения технологий. Сегодня вопрос стоит иначе: хватит ли мощностей российских авиастроительных предприятий для насыщения и внутреннего, и экспортного спроса.

Для друзей

Холдинг «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию «Ростех») завершил испытания среднего многоцелевого вертолета Ми-171Е2 с высотными двигателями ВК-2500ПС-03 повышенной мощности, цифровой системой управления FADEC и несущим винтом из полимерных композитных материалов. Вертолет разработан Московским вертолетным заводом им. М. Л. Миля и будет серийно производиться на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ). Он предназначен в первую очередь для обеспечения авиаперевозок госструктур зарубежных стран.

«При создании новой машины мы учитывали специфику эксплуатации ранее поставленных вертолетов производства У-УАЗ в высокогорных странах: Китае, Пакистане, Иране, а также государствах Латинской Америки. Новые двигатели и несущая система Ми-171Е2 предоставляют расширенные возможности по использованию вертолета на больших высотах при повышенной температуре воздуха, поэтому я уверен, что машина найдет широкое применение в условиях высокогорья и жаркого климата», – отметил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.

Также в этом году запланирована поставка Китаю первых вертолетов «Ансат». Это будут машины с медицинскими модулями, хотя заказчик проявил интерес и к другим модификациям вертолета. Напомним, что «Ансат» – это легкий двухдвигательный многоцелевой вертолет, серийное производство которого развернуто на Казанском вертолетном заводе. В настоящее время холдинг «Вертолеты России» ведет переговоры о сертификации «Ансата» для его поставок в Бразилию, Мексику и Канаду.

Для себя

Предприятие «Росвертол» (также входит в холдинг «Вертолеты России») запустило в производство вторую партию учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ в интересах Минобороны РФ. Машины будут переданы заказчику до конца 2018 г. Также «Роствертол» начало производство первой партии модернизированных «ночных охотников» – Ми-28НМ, которые планируется показать на выставке «Армия-2018». При этом предприятие продолжит поставки Ми-28Н, Ми-35М и Ми-26.

Ми-28УБ оснащен интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, которое позволяет эффективно искать, обнаруживать, распознавать и поражать наземные и воздушные цели. Главное его отличие – двойная система управления, которая позволяет пилотировать вертолет не только из кабины летчика-командира, но и из кабины летчика-оператора. Это сделано в учебных целях, однако в боевых условиях управление машиной может также взять на себя второй член экипажа. Кроме того, на вертолете имеется пульт имитации отказов, который позволяет безопасно смоделировать для обучаемого летчика отказ оборудования в полете.

Технические характеристики Ми-28НМ пока не раскрываются. Напомним, что его предшественник, Ми-28Н, вооружен комплексами управляемого ракетного вооружения «Атака-В» класса «воздух-поверхность» и «Стрелец» класса «воздух-воздух»,
30-миллиметровой автоматической пушкой, а также блоками неуправляемых авиационных ракет Б-8В20А для ракет типа С-8 калибра 80 мм и типа С-13 калибра 130 мм.

Также холдинг «Вертолеты России» заключил контракт с Минобороны на поставку двух вертолетов Ми-38Т в транспортно-десантном варианте. Вертолет можно будет использовать при перевозке грузов и личного состава в условиях боевых действий, а также в поисково-спасательных операциях или в качестве летающего госпиталя.

Для полета

Авиационное двигателестроение – это одна из самых инновационных и высокотехнологичных сфер, причем не только вертолетной индустрии, но и машиностроения в целом. Разработка новых технологий для применения в авиационных двигателях часто является стимулом научно-технического прогресса в смежных отраслях.

Сегодня российский авиапром активно развивает именно вертолетное двигателестроение, в том числе – по программе импортозамещения. Так, «ОДК – Уфимское моторостроительное производственное объединение» производит двигатели ВК-2500. Работу по модернизации уже существующих и проектированию новых двигателей ведет петербургское «ОДК-Климов». О разработках вертолетных силовых установок нового поколения заявили холдинг «Технодинамика», НПП «Аэросила» и Уральский завод гражданской авиации.

К слову, в деловой программе предстоящей выставки HeliRussia-2018 впервые запланирована конференция на тему «Настоящее и будущее двигателестроения для вертолетов». Она организована Ассоциацией «Союз авиационного двигателестроения» и состоится 25 мая.

Стоит отметить, что в авиастроении сегодня широко используются космические технологии. Причем не только в авиационной радиосвязи и бортовой электронике – это, в общем-то, очевидно. Изначально разрабатывавшиеся для космических аппаратов технологии могут применяться в любом секторе этой (да и любой другой) отрасли. В том же двигателестроении. То есть опять-таки понятно: в космосе нет и не может быть никаких двигателей внутреннего сгорания. Но, к примеру, те же комплектующие для авиационных двигателей могут производиться из разработанных для космических нужд легких и высокопрочных сплавов и композитов.

Борис Никонов

Читайте также: