Информационные технологии и автоматизация производства

Производств, вообще не использующих средств автоматизации, сегодня, наверное, уже не найти. Разве что это будет мастерская ремесленника, изготавливающего сувениры для туристов по традиционным древним народным технологиям. Главный вопрос – в уровне автоматизации производства. А для госпредприятий стоит еще и второй вопрос – соответствия информационных технологий действующим ГОСТам.

Уровень автоматизации

Как известно, уровень автоматизации может быть не только повышен, но и понижен. Известна история некоего производителя пластиковых окон, закупившего полностью автоматизированную линию для их изготовления в Италии. Оборудование уже было поставлено заказчику, когда выяснилось, что целиком в отведенный для него цех линия не влезает по габаритам.

Строить новый цех средств на тот момент не было, расширять имеющийся – некуда. Поэтому оборудование смонтировали вместо непрерывного конвейера в виде отдельных станков, и наняли дополнительных разнорабочих, которые перевозили заготовки от одного станка к другому на ручной тележке. Говорят, это хитрое предприятие впоследствии не выдержало конкуренции и закрылось.

С другой стороны, для повышения уровня автоматизации (для увеличения эффективности использования оборудования) не обязательно закупать целиком новые обрабатывающие центры. Многие предприятия устанавливают сегодня информационные блоки на старые станки, и информация об их использовании, количестве изготовленных изделий и простоях в автоматическом режиме поступает руководству предприятия. В том числе – на мобильное устройство генеральному директору, который может получить всю необходимую информацию в любом месте – на совещании в министерстве, в командировке и т. д.

Металлургия

Самым сложным технологическим процессом с точки зрения количества задействованных этапов и уровней принятия решения считается металлургическое производство. Действительно, в ходе варки и проката стали имеется множество «ключевых точек», где нужен постоянный контроль десятков, если не сотен параметров. И только информационные технологии позволяют руководить производством из единого центра.

Автор этих строк в начале нулевых годов имел возможность сравнить уровень автоматизации производства на череповецком металлургическом комбинате «Северсталь» и однотипном производстве компании Ruuki в финском городе Раахе (губерния Оулу, на берегу Ботнического залива). Финский завод первоначально был полным братом-близнецом череповецкого, поскольку строил его СССР в рамках Совета экономической взаимопомощи.

Однако в 1990-е годы, как известно, не самые лучшие для советской промышленности, финны в значительной степени вырвались вперед. Модернизировали производство финским металлургам (включая его полную автоматизацию) германские фирмы. С тех пор уровень автоматизации на российских металлургических комбинатах в значительной степени повысился, но как говорится, нет предела совершенству.

Предприятия ОПК

Опять же, длительное время оборонные предприятия выполняли мелкосерийные заказы, не требующие высокой автоматизации. Однако сегодня оборонно-промышленный комплекс получает больше заказов от государства, и речь идет о массовом, серийном производстве. Именно поэтому потребность в автоматизации производственного процесса в отрасли в значительной степени возросла.

Важным моментом, в том числе с точки зрения импортозамещения, является требование при выполнении гособоронзаказа устанавливать отечественное производственное оборудование и отечественное же программное обеспечение. То есть перед руководством отрасли стоит не только задача выбора безусловно грамотных и современных решений, способных принести компаниям быстрый и прогнозируемый экономический эффект, но и найти эти решения у российских поставщиков.

Стоит отметить, что в оборонной отрасли присутствует максимальное число госпредприятий (в сравнении с другими отраслями промышленности). А такие предприятия работают строго в соответствии с требованиями ГОСТов. Это касается этапа внедрения перечня проектной документации и структуры каждого документа. Подобные требования накладывают дополнительную нагрузку на компанию-поставщика IT-технологий, но опять-таки отсекает тех, кто предлагает готовые решения, построенные на совершенно иных, в первую очередь – коммерческих принципах.

Борис Никонов

Читайте также: