Военно-морской флот завтрашнего дня

Сегодня концептуально уже более-менее понятно, каким будет военно-морской флот завтрашнего дня. Постепенно (из-за немалого жизненного цикла) корабли будут становиться меньше, но при этом нести больше вооружения – гораздо более мощного и высокоточного, то есть максимально эффективного. Исключение составляют разве что авианосцы – по объективным причинам: для них необходима палуба с взлетно-посадочной полосой.

И корабли, и катера

По информации главкома ВМФ Владимира Королева, за минувшие пять лет Военно-морской флот получил более 60 новых боевых кораблей и катеров: «Это три ракетные подводные лодки стратегического назначения, семь многоцелевых подводных лодок, 14 надводных кораблей и 39 боевых катеров». Об этом главком сообщил в Петербурге на коллегии военно-морских музеев. Кроме того, по его словам, переоснащение береговых войск ВМФ современными ракетными комплексами «Бастион» и «Бал» позволило создать «зоны воспрещения доступа кораблей противника».

Что касается нового авианосца, то о его проекте рассказал журналистам Николай Максимов, начальник НИИ кораблестроения Минобороны РФ: «Стартовая система будет состоять из трамплина и разгонного устройства, тогда как единственный авианосец в составе российского флота «Адмирал Кузнецов» оснащен только трамплином. Полетная палуба нового авианосца будет в два раза больше, чем у «Кузнецова».

По его словам, новая конструкция позволит значительно увеличить возможности бортовой авиации. Не исключается, что на авианосце будут базироваться новейшие российские истребители пятого поколения Су-57. Однако для этого нужно, чтобы они были адаптированы в специальной морской версии.

Невидимый корвет

Современные корветы, разработанные в Крыловском центре, могут действовать не только близко к побережью и в устьях рек, но и в дальней океанской зоне. А их арсенал ракетного, торпедного и противолодочного вооружения ранее мог нести только крейсер. Поэтому они смогут наносить массированные ракетные удары по береговым целям, бороться с авианосцами, охотиться за подводными лодками, а также обеспечивать огневую поддержку морскому десанту. При высоких морских бортах корабль имеет небольшую осадку.

Применение водометных движителей значительно повышает его маневренность в небольших акваториях.

Внешне новый корвет напоминает эсминец «Лидер» проекта 23560, только уменьшенный в размерах: руб­леные линии корпуса, пирамидальная рубка, полное отсутствие антенн и убранное в подпалубное пространство вооружение. Все это – элементы технологии малозаметности «стелс», дополненные использованием радиопоглощающих и радиоэкранирующих материалов.

Как сообщают «Известия», такой корвет несет на борту 24 универсальные пусковые установки 3С-14 для крылатых ракет большой дальности «Калибр» и противокорабельных «Оникс». Это больше, чем на кораблях со схожим водоизмещением серии «Буян-М» или «Каракурт». И при этом – лишь немногим меньше, чем у «Лидера».

Кроме того, корвет обладает мощной системой ПВО: 16 зенитных управляемых ракет большой дальности и 32 — малой. Все это дополнено универсальной 100-миллиметровой автоматической артиллерийской установкой А-190, двумя 30-миллиметровыми шестиствольными скорострельными пушками АК-630 и двенадцатиствольной пушкой «Дуэт». Для борьбы с подводными лодками установлены торпедные аппараты «Пакет-НК» калибра 324 мм. Для базирования вертолета Ка-27 в кормовой надстройке предусмотрен ангар.

От «Ингушетии» до «Вышнего Волочка»

В эти весенние дни Военно-морской флот России пополнится малым ракетным кораблем проекта 21631 «Вышний Волочек», построенным на Зеленодольском заводе им. А. М. Горького (Татарстан), сообщает РИА «Новости» со ссылкой на начальника управления департамента Минобороны РФ по обеспечению гособоронзаказа Павла Печковского.

А в феврале на стапелях Зеленодольского завода заложен одиннадцатый МРК «Наро-Фоминск» разработки АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро». На различных стадиях строительства находятся еще четыре корабля проекта: «Орехово-Зуево», «Ингушетия», «Грайворон» и «Град». А пять таких МРК уже несут службу в составе ВМФ: «Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зеленый Дол» и «Серпухов».

МРК проекта 21631 – многоцелевые корабли класса «река-море», оснащенные современным артиллерийским, ракетным, противодиверсионным, зенитным и радиотехническим вооружением. Они имеют увеличенное водоизмещение, современные дизельные установки и оборудованы высокоточным ракетным оружием большой дальности – универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», предназначенным для поражения морских и береговых целей.

Боевые ветераны

Концепция развития ВМФ подразу­мевает не только проектирование и строительство новых кораблей, но и продление срока службы, а значит – грамотный ремонт и модернизацию находящихся в строю ветеранов. Это вполне боеспособные единицы. Так, малый противолодочный корабль «Кабардино-Балкария» и ракетный катер «Моршанск» продемонстрировали свою боеспособность в ходе артиллерийских стрельб по морским надводным целям. Практические стрельбы выполнялись из шестиствольных 30‑миллиметровых артиллерийских установок АК-630 и артиллерийских установок АК-176.

После артиллерийских стрельб корабельными расчетами были отработаны задачи по расстрелу плавающих мин, элементы боя по отражению атак малоразмерных целей и противовоздушной обороны, а также проведены учения по радиоэлектронной борьбе, связи и сов­местному маневрированию. Об этом сообщает пресс-служба Западного военного округа.

Напомним, что МПК «Кабардино-Балкария» построен на судостроительной верфи Peene-Werft в Вольгасте (еще в ГДР). Он вошел в состав флота в 1989 г., а в 2007 и 2011 гг. признан лучшим кораблем соединения кораблей охраны водного района Балтийской военно-морской базы. Ракетный катер «Моршанск» (Р-293) построен на Средне-Невском судостроительном заводе в г. Отрадное (Ленинградская область), он вошел в состав ВМФ в 1992 г.

Владимир Смирнов

Читайте также: