Современный аэродром: от турникета до посадочных огней

Слова «современный аэродром» заставляют вспомнить, в первую очередь, огромные пассажирские аэропорты, целые города. К примеру, аэропорт «Король Фахд» в Саудовской Аравии занимает площадь 780 кв. км – в семь раз больше площади города Парижа. Но это как раз тот самый случай, когда размер – не главное. Ведь аэродром сегодня – это, в первую очередь, современное оборудование: оптическое и радиотехническое, надежные системы связи и безопасности.

Мобильные системы

Еще каких-нибудь полвека назад радиомаяки и системы посадочных огней действительно были прерогативой крупных аэропортов международного класса. Небольшие региональные и ведомственные аэродромы часто оборудовались по остаточному принципу, поэтому их работа в значительной степени зависела от времени суток и погодных условий.

Некоторым особняком держались военные аэродромы: наличие быстроразвертываемых мобильных систем позволяло буквально за несколько часов дооборудовать практически любую подходящую взлетную полосу и даже участок шоссе. К слову, посадка на шоссе и сегодня остается одним из важных (и зрелищных) эпизодов учений ВВС и спасателей.

Кстати, именно военные изделия заложили основу современных мобильных аэродромных систем, которыми сегодня предпочитают пользоваться небольшие частные аэродромы и вертолетные площадки. Это удобно: их легко демонтировать при переезде на новую точку или в случае сезонного использования аэродрома (к примеру, для того, чтобы поместить в небольшое помещение, охрану которого легко обеспечить).

Доступность и надежность

Современные технологии позволяют не только оснащать любой аэродром всеми необходимыми системами навигации, связи и безопасности, но и выбирать наиболее доступный вариант их оснащения. К примеру, известны случаи, когда владельцы небольших аэродромов и вертолетных площадок экономили на дорогостоящих импортных посадочных огнях, производя их самостоятельно.

Действительно, корпуса для аэродромных огней можно изготовить в любой мастерской, светодиоды необходимой мощности доступны на рынке, и закупать приходится лишь импортные светофильтры и линзы, соответствующие необходимым параметрам. Так, начав сравнительно недавно с полукустарных изделий, отечественные умельцы смогли быстро локализовать производство целого ряда аэродромных систем.

То же касается и элементов систем безопасности: начиная от звенящих рамок на входе и биометрических сканеров и заканчивая современными системами для отпугивания птиц. Ведь безопасность полетов – это не только поиск возможных террористов, но и обеспечение всех других параметров безопасности.

К примеру, если в теплых широтах возможно использование тех же аэродромных огней, получающих автономное питание от аккумуляторов и солнечных батарей, то за полярным кругом такие «игрушки» не работают. Зимой тут солнца нет вообще, да и аккумуляторные батареи на морозе разряжаются практически мгновенно.

Межведомственная граница

Серьезную проблему до сих пор представляют, как ни странно, вопросы эксплуатации аэродромов при их совместном использовании несколькими ведомствами. К примеру, когда инфраструктуру используют одновременно гражданский аэропорт и база авиации МЧС. Конечно, такие серьезные вопросы, как взлет и посадка, не обсуждаются: единая диспетчерская служба не допустит столкновения самолетов даже во время маневров на земле.

А вот контроль за доступом на аэродром посторонних лиц на стыке двух ведомств бывает ослаблен. Возникает проблема, кто из сторон контролирует служебные КПП и въезд служебного транспорта. Становится неясным источник финансирования систем контроля периметра или совместного использования двумя разными ведомственными системами, что тоже бывает.

Это не исключительно российская проблема: совместное использование аэродромов со стороны гражданских и военных (или специальных) ведомств распространено во всем мире. И в разных странах эти вопросы решаются по-разному, единого рецепта тут нет. Да и вряд ли он возможен: слишком сложный организм – современный аэродром. Посложнее иного города.

Станислав Ковальский

Читайте также: