Импортозамещение и диверсификация производства на предприятиях ВПК

Валерий Митько, д. т. н., профессор, президент Арктической академии наук

Выдвинутый руководством Китая глобальный проект Сообщества единой судьбы, поддержанный рядом стран, географически сгруппированных вокруг исторически сложившихся транспортно-логистических формирований Великого шелкового пути, является не фантастическим, а вполне реальным. Фактически, это глобальный проект ХХI века, охватывающий огромные территории и народы – экономический каркас значительной части евразийского населения.

Формирование экономического каркаса предполагает инфокоммуникационное обеспечение, т. е. создание соответствующего информационного каркаса. Все это требует не только внутригосударственной координации, но и тесного международного сотрудничества. Одним из фундаментальных направлений решения проблемы является эффективная конверсия и диверсификация оборонно-промышленного комплекса.

Главное – изменить тенденцию «опустынивания северных территорий», резко подрывающую национальную безопасность страны. Современное состояние проблемы – низкая технологичность обеспечения хозяйственной деятельности, качества жизни населения. Объективно сформировалась необходимость рассмотрения двух принципов развития конверсионных и диверсификационных технологий: объектно ориентированного и проблемно ориентированного.

При объектно ориентированном формируется база данных возможных технологий и услуг, которые могут быть выполнены существующими предприятиями ОПК. При проблемно ориентированном формируется перечень первоочередных проблем, решение которых может быть достигнуто предприятиями ОПК.

Примером первого направления является формирование Минпромторгом России каталога высокотехнологичной продукции для нужд Арктики. Эти каталоги охватывают свыше 650 предприятий из 77 регионов и содержат 8 разделов по видам деятельности. В сборниках представлен обзор высокотехнологичной промышленной продукции и услуг для нужд Арктической зоны с учетом различных климатических зон и предъявляемых условий эксплуатации.

Современной тенденцией является вовлечение аборигенного и неаборигенного населения в хозяйственную и политическую деятельность, развитие публичной дипломатии и формирование «мягкой силы». Дни Республики Саха (Якутия) в Москве и Петербурге – демонстрация общественной активности социума по всем направлениям. На примере Республики можно определить основные факторы, определяющие содержание технологий конверсии и диверсификации и условия их реализации.

В Петербурге создан совет, содействующий реализации конверсионных и диверсификационных технологий ОПК под руководством вице-губернатора Сергея Мовчана. Открывая первое заседание совета, он подчеркнул особую значимость оборонно-промышленного комплекса. У Совета две основные задачи: оказание содействия на уровне правительства города, в том числе решение имущественно-правовых вопросов, связанных с модернизацией предприятий, а также содействие в установлении кооперационных связей между предприятиями с целью освоения новых видов продукции и выпуска гражданской продукции.

Валерий Деревянкин, первый зам. генерального директора АО «УКБП»

АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», одно из ведущих предприятий авиационной отрасли России, было основано 24 мая 1954 г. в соответствии с Приказом министра авиационной промышленности СССР No 331 как филиал Раменского ОКБ на базе Ульяновского завода No 280 (впоследствии – Ульяновского приборостроительного завода, затем – ОАО «Утес»).

С 2012 г. предприятие входит в структуру концерна «Радиоэлектронные технологии» ГК «Ростех». В 2016 г. ОАО «Утес» присоединилось к АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения»: объединились ресурсы конструкторского бюро и завода, более 60 лет соседствовавших на одной промышленной площадке.

Сегодня изделия Ульяновского КБ приборостроения установлены на борту практически всех видов и типов летательных аппаратов российской гражданской авиации и ВВС. Кроме того, мы активно разрабатываем автоматизированные системы управления для гидроэнергетики и изделия для наземной военной техники. Еще одно направление – продукция медицинского назначения, автокомпоненты и товары народного потребления, выпускавшиеся ранее под брендом «УТЕС».

Ульяновское КБ приборостроения занимает одну из ключевых позиций в строительстве самолета МС-21: более половины всей авионики нового отечественного лайнера. Продукция УКБП успешно конкурирует с оборудованием известных зарубежных производителей, а по ряду параметров – превосходит их. Но на борту еще достаточно оборудования иностранного производства, есть над чем работать в области импортозамещения. В первом квартале 2018 г. в воздух будет поднят второй борт, поэтому все силы направлены на выполнение контрактов по этому направлению.

В августе 2017 г. Федеральное агентство воздушного транспорта выдало сертификат типа на вертолет Ми-171А2. В этом проекте Ульяновскому КБ приборостроения поручена разработка одного из важнейших компонентов вертолета – интегрированного пилотажно-навигационного комплекса бортового оборудования, получившего индекс КБО-17.

Также в 2017 году ряд товаров производства АО «УКБП» был отмечен на конкурсе «100 лучших товаров России». Так, ультразвуковой ингалятор Вулкан-3 стал лауреатом конкурса в номинации «Промышленные товары для населения». А бытовой барометр БТК-СН-8 и модуль электробензонасоса 3741-1139020-К стали дипломантами конкурса в номинациях «Промышленные товары для населения» и «Продукция производственно-технического назначения».

В рамках темы «НАТО-Им-портозамещение» ведутся работы, направленные на искоренение зависимости гособоронзаказа от зарубежных поставщиков. Признанием достойного вклада АО «УКБП» в развитие новейших технологий производства продукции специального и гражданского назначения стало присуждение нам Национальной премии «Приоритет-2017» в номинации «Оборонпром» за одну из перспективных разработок вертолетного направления – блок формирования навигационной информации БФНИ-1.

По итогам 2016 года АО «УКБП» стало дипломантом конкурса «Авиастроитель года» в номинации «За успехи в развитии диверсификации производства в условиях импортозамещения» с работой «Разработка проекта и реализация комплексной АСУ ТП территориально распределенных объектов каскада ГЭС Toachi-Pilaton».

Процессы диверсификации производства, идущие в настоящий момент на предприятии, прежде всего, связаны с прикладными научно-исследователь-скими и опытно-конструкторскими работами, ведущимися во взаимодействии с различными предприятиями, а также своевременной реакцией на изменение потребностей рынка. В перспективе ставится задача выхода на международный рынок.

Валерий Парубец, к. т. н., генеральный директор НТЦ «Редуктор»

НТЦ «Редуктор» работает на Российском рынке более 26 лет и в настоящее время является одним из ведущих предприятий в области редукторостроения, металлообработки и изготовления нестандартных изделий. Предприятие располагает сорока современными станками с ЧПУ и обрабатывающими центрами, для среднего предприятия это немало. Мы закупили и применяем высокоточные зубошлифовальные, электроэрозионные станки, полностью перешли на применение современного инструмента, повысили культуру производства. Так что речь идет не только о модернизации, но и о значительном расширении технологических возможностей производства.

Этот рост стал возможен только потому, что НТЦ «Редуктор» востребован во всех отраслях промышленности.

В условиях нарастающего импортозамещения отечественные предприятия начали возрождать и развивать собственные производства.  В связи с этим сегодня технологии, редукторные конструкции и услуги НТЦ «Редуктор» оказались весьма востребованными для изготовления комплектующих деталей в изделиях гражданского и оборонного назначения. На данный момент в портфеле компании примерно 70 % заказов для нужд оборонной промышленности. Это заказы, требующие применения самых высоких зубчатых технологий. И это подтверждает, что сегодняшний НТЦ «Редуктор» составляет достойную конкуренцию иностранным фирмам своей способностью решать сложные редукторные задачи.

В ближайшей перспективе НТЦ «Редуктор» держит курс на развитие и практическое применение самых передовых и перспективных видов зубчатых передач, редукторов и технологий их производства, применение которых обеспечит мировое лидерство России в этой отрасли.

Виктор Илюхин, д. т. н., профессор, руководитель секции «Экология и аварийно-спасательное обеспечение» Арктической академии наук

На сайте Морской коллегии при Правительстве РФ опубликован проект новой редакции «Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года», которая будет рассмотрена на заседании Морской коллегии. Анализ указанного документа в части поисково-спасательного обеспечения морской деятельности показал несоответствие его содержания положениям ст. 84 «Морской доктрины Российской Федерации до 2030 года» и наличие существенных противоречий между сформулированным проблемами, приоритетными направлениями, стратегической задачей и целевыми показателями.

Для приведения проекта данного документа в соответствие с Морской доктриной необходимо cформулировать и уточнить основные проблемы поисково-спасательного обеспечения (ПСО) морской деятельности РФ. Основной проблемой поисково-спасательного обеспечения на море, основанном на принципе взаимодействия аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, является недостаточный уровень комплексного подхода к развитию и обеспечению функционирования сил и средств аварийно-спасательных формирований. Устаревший судовой состав – это не проблема, а следствие низкого уровня его обновления.

Необходимо определить приоритеты развития направления ПСО в разделе III, «Основные приоритеты развития морской деятельности Российской Федерации на долгосрочный период». В данном разделе приоритетов развития ПСО нет. У других элементов обеспечения безопасности морской деятельности присутствуют приоритетные направления, например, у морской медицины их четыре. Одним из приоритетов должна быть указана унификация судов поисково-спасательного назначения и поисково-спасательной техники.

Также нужно привести в соответствие стратегическую задачу и целевые показатели со ст. 84 Морской доктрины РФ до 2030 г. Стратегической задачей должно быть не повышение эффективности федеральной системы поиска и спасания на море (в целевых показателях отсутствуют количественные показатели эффективности), а совершенствование существующей федеральной системы поиска и спасания людей на море.

Есть еще целый ряд вопросов, на основании которых можно заключить, что новая редакция «Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года» нуждается в существенной доработке.

 

 

Читайте также: