Импортозамещение в рамках
Сегодня уже многие камеры слежения, всевозможные датчики присутствия и перемещения, рентгеновские досмотровые аппараты и рамки-металлоискатели гордо носят шильдики «Сделано в России». Тем не менее, импортозамещение, как водится, имеет несколько уровней.
Китайская начинка
Системы безопасности, которые окружают нас не только в аэропорту, но и на улице, в метро, и даже в нашем родном подъезде, появились как ответ на новые вызовы XXI века: международный терроризм, организованную преступность и, наоборот, «индивидуальных» маньяков и других неприятных людей. При этом зачастую если не главным, то желательным условием для поставщиков является отечественное происхождение антитеррористического и антикриминального оборудования.
Однако многие заказчики относятся к вопросу импортозамещения в прямом смысле этого слова поверхностно. Им достаточно, чтобы корпус и надпись была российская, а что там внутри – в принципе, не важно. Главное – чтобы работало эффективно и безотказно. Ну и цена, конечно, основной критерий.
Этот половинчатый подход привел к широкому распространению т. н. фаблесс-моделей. То есть разработку, продажу и сервисное обслуживание осуществляет российская компания, она же – владелец бренда или торговой марки. А вот непосредственно производство (или целиком, или электронной и оптической начинки) размещается у стороннего производителя, как правило – в Китае.
Уровни импортозамещения
Когда подобная схема работает на производстве, скажем, пальто – и это тоже бывает неприятно. То вдруг шов разошелся в самый неудобный момент, то подкладка разъехалась. Но одно дело – когда речь идет о повседневной одежде, и совсем другое – вопросы безопасности. Неработающая камера не заметит злоумышленника, а неработающая рамка как минимум создаст «пробку» на входе в режимный объект. А как максимум… Не хочется даже фантазировать на эту тему.
Существует несколько уровней импортозамещения, которые следует иметь в виду заказчикам.
- Заказана продукция с российским логотипом у известного мирового производителя;
- Инструкция переведена на русский язык, изделие переупаковано;
- Организована собственная служба качества (идеально – непосредственно на китайском заводе);
- Сделана собственная прошивка для оборудования;
- Написано свое собственное программное обеспечение;
- Самостоятельно оказываются услуги ремонта (именно ремонта, а не замены неработающего оборудования);
- Наличие собственных региональных сервисных центров и складов.
Кроме того, изделия российских производителей лучше адаптированы под северные климатические условия, а для крупных заказчиков серьезным преимуществом является возможность интегрировать систему безопасности под свои конкретные требования.
Космические технологии
Пожалуй, самым ярким, показательным и глубоким примером импортозамещения является спутниковая система ГЛОНАСС, отечественный аналог американской GPS. О ее навигационной составляющей мы уже писали – см. журнал «Оборонно-Промышленный Потенциал» № 2 за 2017 г. А вот о системе безопасности «ЭРА-ГЛОНАСС» стоит поговорить особо.
Напомним, первоначально предполагалось, что системой аварийного оповещения, способной подавать сигнал бедствия с точными координатами ДТП, будут оснащаться все автомобили, поступающие на российские рынки. Особая проблема возникла в Приморье, где основу автопарка составляют автомобили – как новые, так и подержаные – из Китая, Южной Кореи и Японии. Там даже разрешили устанавливать упрощенный вариант системы «ЭРА-ГЛОНАСС» без автоматического, только с ручным режимом оповещения об аварии.
И лишь в январе 2018 года «АвтоВАЗ» начал оснащать свои автомобили Lada Granta, Kalina и Largus аварийными модулями «ЭРА-ГЛОНАСС». В результате цены на них дополнительно повысились на 6 тыс. рублей. Ранее эту систему устанавливали только на новые модели – Vesta и Xray.
Наверное, так бы остальные модели и остались без системы аварийного оповещения, но «АвтоВАЗ» возобновил свое участие в госпрограммах «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». А с 2018 года в ней могут участвовать только автомобили, оснащенные системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Так что опять без госрегулятора не обошлось.
Владимир Смирнов