Дизель или Тринклер?

Дизельный двигатель, названный в честь своего создателя, Рудольфа Дизеля, в СССР с 1930-х по 60-е годы даже в официальных документах часто именовали «Тринклер-мотором». Дело в том, что изобретателем того бескомпрессорного дизеля, который мы знаем и которым пользуемся до сих пор, и был Густав Тринклер, уроженец Петербурга и российский подданный, впоследствии – советский ученый и конструктор.

На Путиловском заводе

Судьба обрусевшего немца, петербуржца с Васильевского острова, студента Технологического института Густава Тринклера в чем-то немного схожа с судьбой Рудольфа Дизеля. Так, Дизель родился в Париже, детство провел в Лондоне, а двигатель свой сделал на исторической родине, на Аугсбургском машиностроительном заводе.

Тринклер же, которого можно с полной уверенностью называть русским и советским ученым, хотя и начал работу над нефтяным Тринклер-мотором в мастерских Путиловского завода, завершать их был вынужден на заводе братьев Кертинг в Ганновере.

Впрочем, поехал Тринклер в Германию не от хорошей жизни: в Петербурге ему работать попросту не дали. Крупный нефтепромышленник Эммануил Нобель потребовал прекратить работы над новым двигателем под угрозой суда. Дело в том, что он приобрел патент на двигатель Рудольфа Дизеля и только что запустил его в серийное производство на своем механическом заводе «Людвиг Нобель» (впоследствии – «Русский дизель»). И не терпел конкурентов.

Из Сормова в шарашку

В 1907 г. Густав Тринклер вернулся в Россию. За время его отсутствия в стране произошла первая революция, был созван парламент – Дума, была объявлена свобода печати. Казалось, Россия пошла по пути демократического развития. Как специалиста с мировым именем, Тринклера пригласили на должность начальника отдела тепловых двигателей на Сормовском судостроительном заводе (впоследствии – «Красное Сормово»). С этим заводом связана вся его дальнейшая жизнь.

В советских биографиях Тринклера отсутствовала немаловажная деталь. Немец по происхождению, он был арестован во время очередного обострения советско-германских отношений. В результате значительную часть своих изобретений Тринклер сделал в стенах шарашки Остехбюро ОГПУ Москвы. Там он работал над двигателями для подводных лодок, там создавал свой мощный (2200 кВт) быстроходный корабельный двигатель, воплощенный в металле в 1934-1935 гг. на Коломенском машиностроительном заводе.

Впрочем, Тринклеру повезло не только больше, чем ракетным конструкторам Сергею Королеву (перед шарашкой прошедшему колымские лагеря) и Георгию Лангемаку (и вовсе расстрелянному), но и его коллеге Рудольфу Дизелю. Он, как известно, в 1913 г. то ли покончил жизнь самоубийством, то ли был выброшен немецкими агентами за борт пересекавшего Ла-Манш пассажирского судна.

От парохода до газохода

Благополучно освобожденный и реабилитированный Густав Тринклер преподавал в Горьковском институте инженеров водного транспорта (ныне – Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород). При этом до конца своих дней он продолжал сотрудничать с родным заводом, внедрять в производство свои изобретения. Скончался он только в 1957 г., в возрасте 80 лет.

В российской науке и технике Тринклер считается создателем цикла Тринклера, по принципу которого и работают современные дизели. Однако, как это часто бывает, в других странах этот цикл называют в честь своих изобретателей: Seiliger cycle – в Германии и Голландии, или Sabathe cycle – в Италии. Впрочем, о путанице в терминологии циклов двигателей внутреннего сгорания писал в свое время и сам Тринклер.

Но главное, наверное, все же не это. Важно то, что Дизель или Тринклер-мотор давно и окончательно пришел на смену паровой машине. А вот кто придет ему на смену – мы еще не знаем. Совсем еще недавно считалось, что это будет электродвигатель, приводимый в движение атомной силовой установкой. И вот в конце 2017 г. ТАСС сообщил о том, что структуры «Газпрома» рассматривают вопрос о переводе судов и кораблей на газовое топливо. Собственно, речь идет о создании инфраструктуры, в первую очередь – по Северному морскому пути. Ведь сам газовый двигатель был разработан еще в 1930-е годы все тем же Густавом Тринклером.

Борис Никонов

Читайте также: